Незатоптанные горы
Скала Кизинчи и ее гроты
Беспощадный ливень льет третьи сутки, холодный ветер срывает желтую листву с деревьев и топит в осенних лужах. В такую погоду «свои дома сидят, телевизор смотрят», а наша команда держит курс в Мостовский район Краснодарского края, на границу с Карачаево-Черкесией, в его самые глухие места навстречу лесу, водопадам и умопомрачительным видам с вершин гор на снежные шапки Архыза, Лаго-Наки и Красной Поляны. Тем более что упустить шанс первыми в России загнать в грязь по самые релинги Volkswagen Amarok мы не могли.
Первый пункт нашего трехдневного путешествия – скала Кизинчи примерно в четырех часах езды от Краснодара. Дорога до хутора Кизинка более чем приемлема, идеальный асфальт. Первый шанс потерять машину – мост на подъезде к хутору, но первое впечатление обманчиво: на деле металлическая конструкция способна выдержать как минимум два Volkswagen Amarok, груженых камнем из местных горных рек. Настоящая грязь и испытания начинаются с преодоления нескольких бродов и подъема к подножью скалы. Чем выше клиренс, тем меньше топать в гору – это как раз наш случай. Оставляем машины между кротовыми норами и дикой яблоней, впереди два километра в гору.
Хорошо протоптанная дорожка ведет на вершину. Для тех, у кого легкие выворачиваются наружу, в седловине на подходе к пику предусмотрительно поставили лавочку и столик. Отличная локация, чтобы зависнуть на какое-то время, любуясь окрестными пейзажами. Увы, мы немного опоздали и не застали буйства красок золотой осени, но на живописности это никак не сказалось. Суровые тучи зависли над нами, пробивающиеся солнечные лучи и виднеющиеся вдали снежные шапки гор Большой Тхач, Малые Бамбаки, Ачешбок и Скирду провоцируют на пренебрежение таймингом.
Сама скала Кизинчи совсем невысокая, всего 780 м над уровнем моря, но, несмотря на относительную «карликовость», у нее есть сразу два обстоятельства, для того чтобы значиться в местах, обязательных к посещению. Скала сильно выделяется на общем пейзаже. Потрепанная ветрами, она словно с фотографий аризонских песчаных скал, не хватает разве что красноватого оттенка. Еще одна особенность – многочисленные гроты, пещеры и легенды, которые их окружают.
– Сам хутор Кизинка почти вымер, в основном остались старики, которые здесь провели всю свою жизнь, – рассказывает наш провожатый Евгений, руководитель проекта о путешествиях по Краснодарскому краю Next Weekend. – Говорят, что когда-то здесь была сложная сеть подземных ходов и тоннелей. Во время Великой Отечественной войны, отступая, немцы взорвали входы и выходы. Естественно, тут же поползли легенды о спрятанном богатстве.
Проверить это, увы, мы не сможем, но факт остается фактом – местные искатели частенько здесь находят «артефакты».
Спустившись с вершины, движемся в сторону двухэтажного грота. Огромная полость внутри скалы, словно двухэтажная пещера с просторными мансардами, смотрит на восток. Без специальной обуви восхождение становится похожим на попытку штурма ледяной горки.
Если останутся время и силы, обязательно посетите пещеру Холодильник, не забудьте шапку – название ей дали не просто так.
Другая достопримечательность – каменная скала, напоминающая очертаниями меч, путешественники именуют ее «Слава России». И сразу предупреждаем: лучше воздержаться и не брать с собой любителей археологии и всевозможных древностей, ведь в окрестностях Кизинки располагается крупнейшее дольменное городище на Кавказе, его возраст более пяти тысяч лет.
Волчонок стал угловатее
Горячий чай с ромашкой, заранее приготовленные сэндвичи и обмен эмоциями – пикник в продуваемой всеми ветрами долине. Наши автомобили подсвечивают поляну светодиодными фарами, разговоры о природе перетекают в дискуссию об автомобилях, которые очень быстро надоедают женской половине нашей компании.
Преображение пикапа не осталось незамеченным. Дополнительная «квадратность» – это, в общем-то, тенденция последних лет для бренда, Amarok потерял почти все закругленные элементы. Как заметил наш коллега, автообозреватель Юга.ру Евгений Мельченко: из круглого здесь только колеса.
Больше всего изменений в салоне. Дизайн интерьера стал гораздо более похожим на старшего брата Touareg. В отличие от многих собратьев по кузову, в «волчонке» нет и намека на утилитарность. Все потому, что отдельный реверанс инженеры сделали в сторону комфортности, очевидно, в Volkswagen создавали автомобиль на каждый день с опцией приключений по выходным. Таким он и является.
Под капотом Amarok хорошо знакомый двухлитровый двигатель на 180 лошадиных сил, помыкаемый 8-ступенчатым автоматом. В 2017 обещают варианты с более бодрым агрегатом. На низких оборотах автомобиль чувствует себя уверено, бежать за трактором после каждой лужи точно не придется.
Никитинский и Капустинский
Вторые сутки без связи. Несмотря на то, что мы всего в часе езды от Мостовского, большого поселка на краю Краснодарского края, связи нет. Утро начинается на берегу горной реки Малая Лаба, после дождей бурный поток несет поваленные деревья и прочий мусор с гор.
Где-то среди окрестных деревушек, в которых и жителей почти не осталось, потерялась наша база отдыха: три деревянных дома, баня и ищущий общения сторож-управляющий-банщик в одном лице.
Впереди два водопада: Никитинский и Капустинский.
Дорога к первому заканчивается у русла реки, на которой каякеры и рафтеры готовятся к заплыву. Весной здесь была вполне проходимая для внедорожника трасса, но паводком ее смыло, и теперь даже лесовоз вряд ли справится с природными препятствиями. Пеший маршрут удлиняется на километр. Заблудиться будет проблематично даже самому неопытному туристу, вдоль тропы синими полосками на деревьях отмечено направление. Если что, подскажут туристы. Струя воды срывается с сорокаметровой высоты. Сейчас не сезон, а особенно мощно водопад смотрится весной, когда тает снег. Зато мы в самом центре золотой осени. Рядом с водопадом по ущелью протекает река. Место настолько сказочное, что кажется: вот-вот из-за горы выйдут хоббиты и серый маг Гендальф, а древние энты затеют свой неспешный разговор. Путешествие от «парковки» до водопада занимает примерно 45 минут, если не увлекаться фотосъемкой.
С другой стороны реки, примерно в двадцати минутах езды по узкой дороге, на высоте пятидесяти метров над пропастью, где разъехаться двум автомобилям невозможно, начинается тропа к другому водопаду – Капустинскому. Идти сюда дольше и сложнее. Проклиная тот день, когда вы решились идти в гору, вы доберетесь до места, где захватывает дух. Семидесятиметровый каскад струй летит вниз, разбиваясь брызгами о гладкие камни. Пожалуй, это самое красивое место, которое я видел в этом году. Кружка горячего чая, припасенная плитка шоколада и полное погружение в прекрасное…
В. Вербицкий
@verbitskyvv
Фото: Е. Маханько
Благодарим за организацию пресс-тура сайт Кукарта.ру
и проект Next Weekend