Это не снег, это соль. Путешествие на озеро Баскунчак

Тот самый случай, когда меряться «размерами» не имеет никакого смысла: ни сантиметрами, ни мощностью, ни возможностями, ни брутальностью. Черт возьми, мы заложники стереотипов! С этим нужно что-то делать, и на это у нас есть три дня.

Выход новой «двухсотки» - отличный повод заехать так далеко и глубоко, чтобы бежать за трактором пару дней. Раскручиваем глобус и попадаем пальцем в озеро Баскунчак. Решено: команда журналистов и блогеров отправляется в рок-н-рол-тур на самую границу с Казахстаном.

Баскунчак002

Но сначала баллада - типичная история классового неравенства, и LC200 на этот раз ни при чем. Она была богата и красива, он пас овец и мечтал о миске кюра. Но что делать в степи, где главное развлечение - созерцать, как ветер гонит перекати-поле? Завязалась любовь, о которой пишут в книгах. Все бы хорошо, но отец представлял дочь в браке с перспективным старцем. Отчаянный парень, горячая голова, отправился к потенциальному тестю объяснить, что любовь у них, а с милым, как говорится,  рай и в шалаше. Доводы юноши показались баю неубедительными, он был бит и позже скончался. Барышня отправилась лить слезы к горе Багдо, из них образовался ручей. Так и появилось соленое озеро.

 

Каждое путешествие в уникальное место должно начинаться с красивой легенды. Экспедиция КЛЮЧАВТО не стала переписывать это золотое правило. Предвкушая приключения, синхронизируем музыкальную систему с телефоном, и в колонках уже звучит David Bowie. Увеличиваем «низы», так звучит лучше. Близкие к идеалу дороги Краснодарского края скоро сменяют ростовские колдобины, которые, нужно признать, автомобиль глотает, не замечая. Все 249 лошадиных сил дизельного V8 (плюс 14 к предыдущему мотору, крутящий момент в 650 Нм – прим.) обновленного двигателя даже в режиме обкатки показывают превосходство автомобиля над остальными участниками движения. Шестиступенчатый автомат Aisin все так же хорош и надежен, здесь изменений никаких. Умная электроника, вроде системы считывания дорожных знаков и предупреждения слепой зоны, боковые камеры, автоматическое переключение ближнего-дальнего света упрощают длительную поездку. Путешествие превращается в круиз, комфортный штиль которого прерывает шторм в Волгограде. Дороги здесь – щедрый «подарок» мэра города автосервисам, нужно погуглить, но что-то подсказывает: в Волгограде успешно функционирует губернаторская программа «шиномонтаж». Дороги, словно склоны горы Эльбрус. Там тоже когда-то видели ратрак, но от трасс остались лишь направления. Разметка, как роскошь, ровные участки – мечта. Даже «двухсотка» здесь пляшет ламбаду вместе с соседями по трафику.

 

Пустота и безнадега

 

Устали от веселой жизни, полной развлечений, веселья и куража, доступных красивых женщин и алкоголя? Смените обстановку.

Астраханская полупустыня – сотни километров монотонного пейзажа: редкие, утонувшие в бесперспективности поселения, лошади, отары овец, стада коров и верблюды. Желто-коричневый пейзаж через пару сотен километров начинает утомлять своей заурядностью. Именно здесь и должно находиться самое безжизненное озеро России.

Сколько нужно лосей, чтобы вылизать всю соль озера, точно не известно, но очевидно, что именно Баскунчак – главная солонка страны.

Всматриваясь в эти пейзажи, удивляешься: зачем тратить миллионы долларов на компьютерную графику? Пост-апокалипсис, далекие враждебные человеку планеты, саги о сказочных мирах – живые декорации находятся здесь. Уникальный уголок нашей страны удивляет пустотой пейзажа и пугающей бесперспективностью. Грусть и тоска зависли над этим миром. Кажется, вот-вот из-за горизонта поднимутся клубы пыли и сотни выродков на невероятных машинах из фильма «Безумный Макс» пустятся за нами в погоню. Спишем все на игру воображения. Впереди Баскунчак.

 Баскунчак0001

Всегда по главной

 

Тяжелые тучи уже неделю висят над Астраханской областью. Погода сгущает общее впечатление, кажется, что серый – это официальный цвет нашего путешествия. От города Ахтубинска до озера примерно сорок минут неспешной езды. Всегда прямо, свернуть можно разве что в бескрайнюю степь. Это типично для Астрахано-Калмыкской стороны. На въезде в небольшой поселок Нижний Баскунчак нас встречает жующий перекати-поле верблюд и удивленные взоры местных жителей: туристов здесь видят, как правило, в теплое время года. Летом озеро превращается в локальный санаторий под открытым небом. Целебная рапа и иловая грязь обладают чудодейственными свойствами, и это уже не легенда, а подтвержденный учеными и медиками факт. Даже при простой прогулке по белоснежным берегам происходит что-то вроде естественной ингаляции.

Зимой поселок тонет в тоске. Сюда приходят голодные волки из степи, нападают на людей и скотину. Другой мир.

Детвора «пасется» перед шлагбаумом на подъезде к озеру. Официально это природоохранная зона, но мальчишки в курсе всех достопримечательностей, «закрытых» дорог и подъездов. В проводники мы взяли Серегу. За услугу просят немного – всего триста рублей (вы бы видели, как он радовался пятисотке, когда мы с ним прощались). Гид отработает с вами весь день, для местных это серьезные деньги, тем более для детворы. В Нижнем Баскунчаке еще не так грустно, как в соседних поселках, есть работа на соляном и гипсовом заводах, но всем ее не хватает. Молодежь слоняется без дела, естественно, пьет.

- Маме повезло, работает, получает шесть тысяч рублей, в семье нас пятеро детей, брат недавно вернулся, купил целый дом за 80 тысяч, - рассказывает о своих буднях Серега. – Я в школе учусь хорошо, меня даже хотят в Астрахань в мореходку отправить, могу в люди выбиться, а здесь делать нечего.

Вокруг озера постоянно носятся черные мотоциклы с замотанными с головой в тряпки наездниками.

- Они металлом занимаются, - говорит наш юный гид. - Разбирают рельсы, старые соляные комбайны, в общем, все что есть. Получается, что воруют, но здесь это обычное дело. Где еще деньги брать? А летом туристов возят.

В пасмурную погоду Баскунчак выглядит совсем иначе, нежели на тех солнечных картинка из интернета. Но это не мешает произвести вау-эффект. Это действительно враждебная территория. Здесь нет ничего живого, лишь соляная гладь, уходящая в сторону горизонта. Toyota Land Cruiser 200 замирает, позируя фотографам. Только белый цвет, стерильный мир, окутанный мрачным прошлым. Соляные рудники всегда были местом каторжного труда, тысячи людей потеряли здесь здоровье и жизни. А теперь забава для туристов. Времена меняются.

Вкопанные в озера столбы – это памятник соледобыче и одна из немногих достопримечательностей Баскунчака. На дерево налипала соль, которую скоблили, грузили в тюки и караванами отправляли по Шелковому пути. Сейчас все проще: огромный комбайн (раньше их было восемь) способен вырубить от полутора до пяти миллионов тонн.

 Баскунчак003

Все тот же

 

Большой рамный внедорожник открывает направления, которые недоступны другим. В общем-то, банальность, но когда ты находишься где-то посреди степи, вдали от дорог, а далеко за спиной остались запрещающие таблички и утонувший в серости бытия поселок Нижний Баскунчак, понимаешь, для чего создан этот автомобиль. Рекламные слоганы трансформируются в суть происходящего. Ты делаешь то, что хочешь, и остановить тебя может только безрассудство и непреодолимый рельеф.

В пустыне новый Land Cruiser – оазис респектабельности, комфорта, цивилизации. Ветер шелестит поднимающимися песчинками по мощному выштампованному капоту. Столь лаконичный антураж подчеркивает всю суть автомобиля. Наплевав на последние веяния автомобильной моды, Toyota освежила дизайн. По-своему: никакой подчеркнутой «спортивности и стремительности», впереди - мощный кулак с большой хромированной решеткой, новые фары и бампер. Задняя часть также претерпела фэйслифт: новые фары, бампер, которые дополняют образ. В профиль – это все та же «двухсотка». В салоне тоже много нового, приборная панель, центральная консоль, выпадающие из общей стилистики последних обновлений Toyota.

Автомобиль сильно помолодел, теперь это точно не гость из начала двухтысячных. Бьюсь об заклад, если бы Land Cruiser 200 не менялся еще пять-семь лет, он оставался все таким же популярным и востребованным. Его главная задача - быть большим, мощным и проходимым. Этот все тот же автомобиль для мужчин, ничего не изменилось.

 

СПРАВКА:

Баскунчак — самое соленое озеро России, которое находится на 21 метр ниже мирового океана. Расположено всего в двенадцати километрах от Казахстана. Поверхностные залежи соли на озере достигают 10-18 м, а общая глубина залегания - 6 км. Весной и осенью уровень рапы в озере максимальный - до 1 метра. В рапе обитают только бактерии, которые выносят соль. Рапа в озере на 37% насыщена солью.

Кстати, Баскунчак представляет собой своеобразное углубление на вершине соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубь земли и прикрытой толщей осадочных пород.

 

Владимир ВЕРБИЦКИЙ